ГЛАВНАЯ > Коврики


Коврик в Алматы



Страница   1


 

Страница   1


История ковриков


История ковриков Алматы.

Коврик в Алматы используется для утепления полов, облагораживания жилого помещения, и создания уюта, тепла, комфорта. Текстильные коврики отличаются от традиционных ковров легкостью, мягкостью, малыми размерами, низкой плотностью и могут изготавливаться не только из шерсти, а также из синтетики, хлопка, шелка, льна. Стираться такие изделия могут в обычной стиральной машинке. Сегодня мы расскажем об истории напольных покрытий.

Мировая ковровая индустрия началась не в Старой Европе, а в Малой Азии (древнее название Анатолия), около 1000 лет до нашей эры, и после этого неосознанно защищалась создателем Монгольской империи Чингисханом.

Самый старый коврик, известный человечеству, - это так называемый пазырыкский ковер, который имеет площадь около двух метров, с дизайном. Его мы теперь считаем персидским по происхождению, но построенным из турецкого узла - предполагая, что его происхождение действительно анатолийское. Он был обнаружен русским археологом Сергеем Руденко в 1949 году во время раскопок обширного захоронения в Пазырыкской долине Южной Сибири, очень близко к границе с Внешней Монголией. Ковер был одним из многих великолепных артефактов, найденных в глубоко замороженной могиле скифского вождя, который был похоронен вместе со своей любимой лошадью, и искусно вырезанной деревянной колесницей. В настоящее время экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На коврике «Пазырык» рядом с его внешними краями изображены скифские воины на лошадях (которые выглядят очень монгольскими на облик и по одежде), на внутреннем поле коврика похоже пасутся антилопы. Само внутреннее поле показывает очень стилизованное изображение формального сада. Ученые оценили дату изготовления пазырыкского коврика примерно в 500 году до нашей эры, а его мастерство предполагает традицию ковроткачества, уходящую в прошлое, по крайней мере, еще на 500 лет. Считается, что скифы вымерли около 400 годах до нашей эры. Но, возможно, они просто рассеялись, а затем преобразовались в иные монгольские кланы, которые обосновались в практически одном и том же уголке мира в первые века первого тысячелетия.

Пазырыкский коврик

Монголы, похоже, унаследовали многие скифские черты - в частности, отличное мастерство верховой езды, жестокие боевые способности, а также любовь к хорошо продуманным артефактам. А идея помещать ценные предметы, в том числе коврики, в гробницы уважаемых вождей - это традиция, которой сами монголы следовали на протяжении веков.

Когда в 1183 году старейшинами племен на высоких равнинах Каракорума 21-летний монгол Темуджин был переименован в Чингисхана, родилась одна из величайших империй, когда-либо известных в мире. После смерти Чингисхана, в 1227 году - после падения с лошади - созданная им Монгольская империя простиралась от восточных берегов Китая до лесов Венгрии. Хотя Царь царей был безжалостным военачальником, он также был блестящим администратором и меценатом, наполняя свои палатки или юрты - серебряными и золотыми статуями, картинами, тканями и лучшими коврами. Куда бы ни пошла монгольская армия, за ней шли разнообразные ремесленники, и именно так ковровые ткачи, родом из Персии и Вавилона, были прикомандированы к монгольской армии. Их навыки вскоре стали частью торговой инфраструктуры каждой страны, завоеванной ханом. С приходом в 1279 году династии Юань в Китае, основанной внуком Чингисхана Хубилаем, искусство ковроткачества вскоре распространилось по всей обширной китайской империи Великого хана. Это наряду с печатанием книг, скульптурой, живописью и производством из тонкой керамики, несомненно, помогли заложить основы для роста художественных изделий, которые процветали во время последовавшей династии Мин.

В 1525 году легендарный Бабур (могольский правитель Афганистана и сам дальний родственник Чингисхана) вторгся в Индию и, как и его знаменитый предок, взял с собой и ткачей ковров.

Ко времени прибытия Ост-Индской компании в Индию в 17 веке ковроткачество распространилось по большей части индийского субконтинента, а к 18 веку установилась прибыльная торговля с Великобританией. Буквально тысячи ковров отправлялись в Великобританию каждый год для продажи в новых магазинах мебели и галантереи, открывающихся в Лондоне, Бате, Бристоле и Эдинбурге. Во второй половине 19 века Британская империя укрепила свои позиции в Индии, создав тем самым новые возможности для сотен британских бизнесменов. К концу 19 века, а также в последней трети 20 века, большая часть обширного производства ковров ручной работы в Индии контролировалась английскими компаниями, в частности, компанией Oriental Carpet Manufacturing Company (OCM) в Лондоне. Она построила несколько крупных фабрик в Индии, которые контролировались из их штаб-квартиры в Грейс Инн-роуд Англия.

То, что, вероятно, до сих пор считается типично индийским ковриком. А именно то, что состоит из плотного белого полотна, сотканного из грубой шерсти, неизменно с центральным рисунком в пастельных тонах с соответствующими четвертными изображениями в каждом углу, на самом деле является британской концепцией дизайна. В 1880 годы по французскому дизайну Aubusson, который OCM считал идеальными для британского рынка. Они были правы - миллион произведений, проданных за эти годы, говорит о востребованности выбранного дизайна. Незадолго до Второй мировой войны типичный индийский коврик размером 12 на 9 метров обошелся бы вам в районе 18 £. Сегодня будет сложно найти его в продаже.

Следует отметить, что из-за массовых убийств в Армении в период Первой мировой войны, многие армянские торговцы ковриками перенесли бизнес в Лондон.

Прочное наследие тех ранних ткачей ковров из древней Персии и Вавилона, которые следовали за великими армиями Чингисхана, - это использованный ими персидский или сеннехский узел. Он до сегодняшнего дня является наиболее востребованным. При использовании персидского узла - или петли - каждый конец узла выступает между соседними вертикальными нитями основы. Этот метод позволяет ткачу создавать очень плотную и очень гладкую поверхность, которая помогает четко визуализировать дизайн. Именно этот метод ручного ткачества вдохновил большинство британских производителей ковров 19 века. Но для того, чтобы вдохновить другой стиль британского коврика, понадобился известный церковный человек и политик.

Кардинал Уолсли

В 1520 году кардинал Уолси ввез первые 60 ковров турецкой работы в Великобританию, Они были предназначены для его помещений в Хэмптон-корт, где бы Генрих VIII восхищался ими. В результате они начали считатся аристократически ценными предметами домашнего обихода. В течение следующих 150 лет десятки тысяч отличительных красных и синих турецких ковров были импортированы в Великобританию, и их часто можно увидеть на картинах того времени. Как и в случае пазырыкского коврика, турецкие коврики были сотканы с узлом Ghiordes (Турецкий), который отличается от узла Senneh тем, что оба конца узла или петли - выступают через центр каждой пары вертикальных нитей основы, если сравнивать с прекрасными персидскими коврами, гораздо более открытой и более глубокой ворсовой текстурой, с рисунками. Они, как следствие, намного менее ясны, фактически почти импрессионистичны. Эти коврики должны были стать источником вдохновения для знаменитых ковров Axminster, изготовленных вручную, а затем и их тканых наследников, которые стали известны во второй половине 19 века, как здесь, так и в Америке.

Томас Уитти, ткач из Аксминстера в Девоне, слышал о турецких ковриках в начале 1750 годов и думал, что если он сможет производить подобные изделия на месте и дешевле, то сможет заработать много денег. Но где он мог увидеть хороший образец турецкого коврика? Во время своего визита в Лондон в 1754 году он пригласил друга и поставщика, занимающегося торговлей железом, который только что взял турецкий коврик размером 10 на 6 метров. Витти решил тут же попробовать скопировать коврик. После нескольких неудачных попыток ему удалось построить достаточно широкий и мощный ткацкий станок для такой работы. После изготовления образцов на меньшем ткацком станке и получения заказов как от частных лиц, так и от владельцев магазинов, он приступил к переобучению своих ткачей одежды мастерству ковроткачества. Затем он нанял дюжину местных детей в возрасте от 8 до 13 лет, которые под руководством мастеров ткачества производили готовую продукцию. Использование детей имело смысл - и мы не должны позволять чувствам 21 века вмешиваться в события позапрошлого века. Дети были в состоянии завязать турецкий узел намного легче и быстрее, чем это мог сделать Уитти или его люди. И, конечно же, дети сами в последующем стали мастерами, которые в конечном итоге стали наблюдать за тем, как новое направление быстро превратилось в растущий и прибыльный бизнес.

Когда принц-регент заключил контракт с Уитти, чтобы соткать коврики для государственных комнат его павильона в Брайтоне - и они были первыми, кто полностью «соответствовал» форме комнат - будущее концерна Уитти «Аксминстер» было обеспечено. Посмотрите сегодня на коврик Axminster, произведенный компанией Axminster Carpet, которая все еще расположена на берегу реки Топор (Axe), и вы сразу узнаете стиль и наследие.

С наступлением промышленной революции - и изобретением универмага в середине 19 века, который начал формировать покупательские желания растущего среднего класса - изделия начали быстро развиваться в ковровой индустрии, а инновации следовали за инновацией. Прежде всего это коснулось ткацкого станка Gripper Axminster, который значительно увеличил скорость производства, что неизбежно снизило цены и увеличило объемы продаж. Возросшие продажи уже были связаны с жилищным бумом, который к 1880 годам увеличивался в два раза каждый год.

1940 годах группа американских техников по текстилю приняла участие в изучении метода ткачества Gripper Axminster, метода ткачества Уилтона, и создала совершенно нетканый метод создания коврика под названием «тафтинг». На полной загрузке тафтинговая машина может производить свыше десяти километров продукции в день. Это изобретение в сочетании с нейлоновой и акриловой пряжей навсегда изменило ковровую промышленность.

В Британии рыночный торговец по имени Кирилл Лорд был первым, кто привез тафтинговые коврики в Великобританию, продавая напрямую через прессу и коммерческое радио со складов по всей стране. А в 1960 году коврики Кирилла Лорда появились практически в каждом доме в Британии.

Старые признанные производители пытались дать отпор тафтингу, но без полного переоснащения это было невозможно. Как могли конкурировать Аксминстерс и Уилтонс, которые в конце 1950 годов стоили более 4 фунтов стерлингов за квадратный ярд? Как уже упоминалось, компания по производству ковров при создании Kosset Carpets Ltd попыталась дать отпор - и некоторое время действовала успешно. Пострадали предприятия, а затем разориться и Кирилл Лорд, но это, вероятно, было связано с «плохой» бухгалтерией. Новые дерзкие розничные продавцы, такие как Allied Carpets - с их обширными магазинами - пришли и почти полностью вытеснили универмаги с постоянно снижающимися ценами, бесплатной подложкой и бесплатными предложениями примерки. Внезапно британская и американская ковровая промышленность перестали заботиться о качестве и мастерстве.

Сегодня ритейлеры и производители ковров испытывают трудности, хотя один тафтинговый производитель, Cormar Carpets продолжает укрепляться, как и горстка производителей Axminster и Wilton, один из которых - упомянутые выше Whitty's Axminster Carpets. Последние по-прежнему полагаются на превосходное качество и хорошее обслуживание.

Узоры и геометрия

В качестве альтернативы, с помощью персидского узла пряжа оборачивается только вокруг одной основы, а затем проходит позади смежной основы, так что она разделяет два конца пряжи. Персидский узел может открыться слева или справа. Коврики, сотканные с этим узлом, как правило, более точные и симметричные. Другие узлы, которые можно использовать при изготовлении восточных ковриков, включают испанский узел (обмотанный вокруг отдельных альтернативных основ, так что концы выводятся с обеих сторон), и узел Джуфти. Он связан вокруг четырех основ. После того, как каждый ряд узлов завершен, одна или несколько уточных нитей вставляются и сбиваются гребенкой. Разрезание коробов на обоих концах ткацкого станка образует бахрому. Для усиления стороны, называемые кромкой, связаны или покрыты нитью с помощью пряжи. Грубо разрезанный ворс подвергается окончательному разрезанию, чтобы создать равномерную высоту ворса. Наконец, коврик стирают, чтобы удалить пыль и грязь, которые могли скопиться во время плетения.

Коврики можно разделить на две группы дизайна, геометрические или цветочные. Кроме того, эти две группы могут быть затем помещены в городские или племенные ткацкие работы, причем более мелкие изделия ткут в городах в рамках крупных производств. Серапи коврик является прекрасным примером небольшого геометрического дизайна города. Сотканные в середине - конце XIX века на северо-западе Ирана, эти коврики имеют типичный дизайн, центральный медальон окружен открытым полем, окаймленным повторяющейся границей пальметты и виноградной лозы. Эти геометрические узоры, хотя и не очевидные, на самом деле представляют собой цветочные мотивы, сплетенные в поперечном сечении сверху. Эти геометрические фигуры были сотканы из памяти и использовали традиционные мотивы, которые ткач изменил по мере развития дизайна.

Производство

Городские коврики, напротив, имеют совершенно другой характер. Они, как правило, более тонкого плетения, всегда имеют более цветочный или персидский дизайн. Во многих городах и во многих странах производились коврики, и одним из самых уважаемых являются ткацкие изделия из города Агры, некоторые из этих ковров Агры были фактически сотканы заключенными в тюрьмах. «Тюремные» коврики, как они стали известны, относятся к эпохе императора Великих Моголов Акбара. В начале шестнадцатого века он привез лучших мастеров ковров из Персии для обучения ковроткачеству заключенных в индийских тюрьмах. Эти коврики с очень тонким плетением, которые сейчас очень востребованы, были изготовлены из шерсти самого высокого качества и поэтому невероятно износостойки. Тюремные коврики были сделаны в огромных, негабаритных пропорциях.

Другой причиной двух разных типов дизайна ковров являются ограничения в области ткачества. Мастерские, специально построенные для производства ковров, в основном находились в крупных городах и могли производить очень мелкие изделия. За пределами основных городов производство ковров процветало в небольших деревнях, а также среди племен. От южно-персидских племен Кашгай до курдов на западной границе Ирака и направляясь на север в Россию через горы Кавказа, многие племена имели свои собственные конструкции и секреты, которые передавались из поколения в поколение и они мгновенно стали узнаваемыми для коллекционеров или знатоков.

Красители

Процесс окрашивания включал отдельные пряди, оставленные для сушки на открытом воздухе, подвергая их воздействию элементов. Это означало, что нити имели разный цвет, даже если они были окрашены в одинаковую смесь. Красители, используемые в персидских ковриках, были получены от растений, животных и насекомых, и рецепты красителей передавались из поколения в поколение в семьях и племенах. Мы знакомы с кошенилом как с пищевым красителем для выпечки, но веками ярко-красное кошенильское насекомое было основным ингредиентом окрашивания многих персидских ковров. Насекомое Кермес, найденное в коре дуба, также приобретало красный оттенок и произошло от слова «малиновый». Обычное персидское растение марена обеспечивало оттенки красного, розового или фиолетового в зависимости от того, как с ним обращались. Синий был создан из растения индиго, пропитанного водой, чтобы отделить краситель от растения.

Черный цвет встречается в старинных ковриках реже, потому что процесс вымачивания железной стружки в уксусе, используемом для получения красителя, оказывает коррозионное воздействие на шерсть. Очень редкие желтые цвета произошли от привычных кулинарных специй, куркумы и шафрана. Культивируемый шафран дает чистый желтый цвет, а корень куркумы - более желтый. Ингредиент, который нам менее знаком, - это тутовый кустарник. Гриб, который рос на кусте, был источником зелено-желтого цвета. Другие оттенки были получены путем смешивания их комбинаций с другими натуральными ингредиентами. Например, коричневый цвет образовывался в результате смешивания марены с желтыми и зелеными грецкими орехами, хотя со временем он имел тенденцию исчезать. Самые лучшие плетения могли также содержать вещества в виде экзотических золотых и серебряных нитей, хотя они были зарезервированы для дворцов или в качестве подарков для правителей соседних стран. Часто говорят, что все коврики совершенно разные. Незначительные несоответствия показывают, что коврик был соткан вручную, более того, ткач может совершить преднамеренную ошибку в соответствии с верой в то, что только Высшее Существо может сделать что-то совершенное.


©2019-2020
Казахстан г.Алматы ИП "КВВ"
ул.Саина - уг. Жубанова. ТЦ "Аксай"
Тел: +7(776)2928582, +7(747)1118360
E-mail: info@textile-shop.kz